Меню

"Они всё врали!" - случай из практики

Миша, 7 лет. Случай публикуется с разрешения представителя клиента

"Они всё врали!"... именно с этой фразы началось мое знакомство с замечательным 7-летним мальчишкой по имени Миша. Но обо всем по порядку! 

Накануне позвонила бабушка первоклассника Миши. Поводом для обращения послужили жалобы учительницы на поведение мальчика и его нежелание ходить в школу. 
Из рассказа бабушки: на уроках Миша не сидит спокойно, все время отвлекается, мешает учительнице, много болтает. Иногда просто встает с места и начинает ходить по классу и отвлекает других детей. На замечания учительницы реагирует обидой и "уходом в себя". 
Дома, на расспросы бабушки и мамы (прим.: мальчик растет без отца) о том, что было в школе – как правило молчит, или убегает к себе в комнату со словами "Не пойду в эту дурацкую школу". 

И вот он, сидит передо мной на диване, вжался в него так, словно хочет уменьшиться или вовсе исчезнуть. Тихий, опрятный "очкарик", молча теребил бахрому от пледа, пока бабушка повторяла уже сказанное по телефону. Попросив бабушку выйти (что, кстати, оказалось непросто!), переключаюсь на Мишу...
 
И первое же, что я  от него слышу, обиженная фраза "Они всё врали!". 
Начинаем прояснять, кто и что врал... И выясняется, что дома, еще летом, ему рассказывали, как в школе будет интересно, замечательно, как он будет играть с друзьями, веселиться и т.д.... А на деле-то нужно сидеть и слушать учительницу, да еще поиграть с ребятами, оказывается, можно только в определенное время. Примерно такая картина:
gen

И вот это всё Миша узнал только потом, postfactum. К тому же, как мне удалось выяснить, в не очень-то конструктивной форме. 
Учительница, вместо объяснений, просто отругала. А дома "добавили" мама с бабушкой, мол, "ну да, а ты как думал"... 

В том-то и дело, что Миша, слушая "мотивирующие" рассказы, как раз думал то, что думал... Ну а что еще может подумать будущий первоклашка, у которого до этого вся деятельность преимущественно к играм и сводилась?! 
И никто ведь ему не объяснил, что школа - это в т.ч. и ответственность. И что там не только играют, но также трудятся на уроках, слушаются учительницу и ведут себя, как подобает вести в школе. Отсюда и такая фрустрация ожиданий... 
d1
d2

Мишамне мама с бабушкой говорили, что школа - это как праздник, куча детей, всем весело, все радуются. 1 сентября у нас было красиво. Был праздник, я подарил цветы учительнице. Она тоже улыбалась... А потом стало плохо. Всё нельзя. А она ругается. А еще она у меня сегодня отобрала машинку,  а я ее хотел Сашке показать (прим.: Саша - сосед по парте). Было очень обидно. Но я не заплакал, я же мальчик! 

В целом, уже становится понятно, что основной промах был допущен дома, когда Мише не сказали, что от него будут требоваться определенные вещи, и что школа - также обязательна и важна, как работа для взрослых. 
Учительница, конечно, тоже должна была бы проявить чуть больше понимания и чуткости. Хотя, тут сложно судить, как всё было в действительности (и в самом ли деле она так сильно ругалась). Хотя, вспоминая одну из своих "первых учительниц", не исключаю, что могла и прикрикнуть...

Расказывает он это всё, вижу, что внутри кипят обида и несправедливость. Но слёз нет... Дейстивительно, постулат "Мужчины не плачут" ему внушили основательно. 
Вдруг спрашиваю: "А мне машинку покажешь?" 
Насторожился... "А Вы правда хотите?" 
Говорю: "Ну почему же нет? Если только тебе не жалко )"
Протягивает миниатюрную копию советской "Волги", размером чуть больше спичечного коробка. 
"Красивая. У нас когда-то была такая, только настоящая (прим.: что, кстати, правда). Нравятся машинки?" 
Кивает. Забрав обратно, так потом и держал ее в руке до самого конца встречи. 
"А что еще нравится?" 
Задумался... "Рисовать люблю. А еще петь. И бегать тоже!". 
"А в школе все-таки, какие уроки тебе нравятся?"
"Ну... физкультура...мы там бегаем и можно покричать..." 
"Ну ты ведь понимаешь, что учиться все равно нужно? Даже если тебе что-то не хочется, это надо..."
Смешно наморщивает нос, но все-таки кивает, согласившись. Предлагаю снова вернуться к картам, чтобы подумать, как же Миша будет стараться в школе...
wo

Для начала выбрали карты, символизирующие Мишу сейчас (левая пара), и те, которыми он обозначил себя, когда он закончит школу (правая пара). А потом начали заполнять лесенку между ними. 

Мишаэто наша учительница. С палкой, потому что сердитая. А это мы слушаем, как она что-то рассказывает. И еще мы делаем то, что она говорит. А она смотрит, как мы это делаем. А еще мы с ребятами на физкультуре занимаемся. Нам так весело! И еще я хочу рисовать, когда вырасту. Дедушка тоже рисовал картины, красивые. Они у нас дома висят. А это я спрятался. Когда меня не могут найти, меня не ругают...

Про картины немного поговорили. Оказалось, его ныне покойный дедушка, был художником. И когда Миша был совсем еще маленький, то постоянно крутился рядом с дедом, смотря как он пишет пейзажи и портреты.
Мимоходом пояснила Мише, что для того, чтобы быть художником, нужно не только рисовать, но и считать. А как же! Дозировка нужного цвета краски на палитру, пропорции, углы и т.д. 
И писать... в смысле - тексты. А иначе, захочет Миша рассказать в своем блоге про новую картину... а писать-то он не умеет. Или пишет, но с ошибками. Как же так?!

Снова смотрю, задумался, опять нос наморщил... Значит, услышал ))

Понятно, что требовать от 7-летнего мальчишки полной осознанности и четкого плана по достижению цели, было бы не только странно, но и глупо. 
Однако, надеюсь, что мне все-таки удалось донести до него важность и необходимость учебы. Пусть и в такой вот форме. 

Договорились, что для начала Миша будет сам с вечера собирать портфель на следующий день, а на уроках будет стараться не отвлекаться и не мешать ребятам, насколько это возможно. 
Также пообещала уговорить бабушку купить ему красивый будильник, чтобы он мог сам утром просыпаться (прим.: с будильником бабушка согласилась, хотя обещала все же контролировать своевременные побудки)
 
Под конец работы попросила вытащить еще одну карту, которая бы подытожила нашу встречу:
boy

"А можно, я хоть иногда буду маленьким?" - вот такой вопрос сопроводил вытащенную картинку. 
Киваю. Улыбается. Работа окончена =)) 


P.S. 
Бабушке (а через нее и маме) была выдана "инструкция" по подкреплению позитивного образа школы, с одновременным перодическим напоминанием Мише о том, что это не только развлечение, но и важный этап в жизни, что теперь у него есть свои обязанности, и что он должен хотя бы простые вещи постараться делать без напоминаний. 
С учительницей бабушка обещала побеседовать еще раз в ближайшие дни. 

 
N.B. 
На консультации использовались колоды: "Дай лапу, друг!", "Я и все-все-все", "Из сундука прошлого", "Morena". Все карты выбирались в открытую. 


Приобрести мою авторскую колоду МАК "Дай лапу, друг!" Вы можете, оставив заявку через ЛС или по телефону. 
А на октябрь запланирован онлайн-семинар по работе с ней. 


Временно консультирую только по skype. Но для жителей г. Майкопа и соседних населенных пунктов - возможны очные встречи.