Меню

О профилактике выгорания + упражнения

Отрывок из моей книги «Метафорические ассоциативные карты в позитивной психотерапии, коучинге и управлении персоналом»

В условиях напряженного рабочего ритма, большого объема производственных задач, а также отсутствия необходимых навыков профилактики выгорания, последнее становится проблемой №1 для многих работодателей. Ведь «выгоревший» сотрудник не только неспособен трудиться с полной включенностью в работу, но зачастую его ошибки влекут за собой срывы производственного процесса и т.д.
Очень важно своевременно заметить симптомы начинающегося выгорания у сотрудников, чтобы успеть предпринять необходимые меры и не дать ситуации усугубиться.

В настоящее время существует большое количество различных методик и опросников, позволяющих выявить симптомы эмоционального выгорания. Помимо методик В.В. Бойко, К. Маслач и С. Джексон (в адаптации Н.Е. Водопьяновой, я предпочитаю использовать Висбаденский опросник WIPPF или разработанный на его основе Оценочный лист актуальных способностей, которые также служат отличным инструментарием для диагностики эмоционального выгорания. В данном случае это происходит благодаря смене числовых показателей по основным шкалам. Т. е. цифры могут отличаться, например, от результатов предыдущего тестирования. Или, если тестирование проводится впервые, но при этом респондент категорически не согласен с полученными результатами, в этом случае необходимо обсудить все спорные моменты и попытаться проследить, что именно и в какой момент изменилось в ту или иную сторону.

И в этом также могут помочь метафорические карты. С их помощью можно найти символические обозначения для каждого проблемного момента и спорной ситуации, а затем, абстрагировавшись от личности самого респондента, обсудить выпавшие карты.

Например, такое упражнение:

У сотрудника диагностирован упадок сил и снижение концентрации внимания. Мы предлагаем ему выбрать из колоды несколько, но не более десяти, карт, которые символизировали бы это состояние. Выбор может осуществляться как в открытую (предпочтительно), так и в закрытую – на усмотрение клиента. Каждую выбранную карту необходимо «активировать», т. е. респондент рассказывает все, что ему приходит в голову при взгляде на эту карту.
Здесь мы в первую очередь отслеживаем то, какие это карты (какой «заряд» они несут), как взаимодействуют персонажи, что эти персонажи делают, каике у них эмоции и т. д.
Вопросы респонденту также могут быть соответствующие:
- как чувствует себя герой?
- что он делает/хочет сделать?
- комфортно ли ему в нынешнем состоянии?
- может, он чего-то опасается?
- если нет, то что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию?
- когда ситуация изменится, что будет чувствовать герой?
- что будет с героем, если оставить все как есть?

- и т. д.

 

Важно помнить, что многие работники стремятся скрыть происходящее с ними, чтобы из-за этого не потерять работу. При этом из-за такой скрытности может страдать не только сам человек, но и его работоспособность, а это только усугубляет ситуацию.  

Именно по этой причине мы переводим фокус внимания с самого сотрудника на персонажей метафорических карт. В этом случае сотрудник действует более расслабленно и защитные механизмы также значительно ослабевают.
Кроме этого, такое смещение фокуса дает сотрудникам дополнительное ощущение безопасности. В том плане, что если речь не о них, то и не стоит переживать о том, что руководство может узнать о возможных проблемах.

Для профилактики или же устранения эмоционального выгорания можно проделать еще несколько несложных упражнений. Несмотря на то, что они создавались целенаправленно для колоды «Дай лапу, друг!», при их выполнении можно использовать любую универсальную колоду.

 

Упражнение «Поиск ресурса»

Клиент открытым способом выбирает карту, символизирующую то, что его беспокоит. Карта активизируется путем описания происходящего и соотнесения того, что на ней изображено со своим чувством или переживанием.

Далее, также в открытую, выбираются три карты-помощника, которые помогут справиться с проблемой. Карты также активизируются с помощью описания изображенных на них необходимых игроку качеств или эмоциональных состояний.

В процессе обсуждения клиент рефлексирует над тем, насколько эти ресурсные состояния для него свойственны, соотносит их со своей жизнью, анализирует, как и с помощью кого или чего он может их достичь. 

Упражнение «Мое настроение»

Упражнение предназначено для проработки отрицательных эмоциональных состояний и трансформации их в положительные. Здесь клиент не просто с помощью карт описывает свое текущее настроение и состояние, но также моделирует желаемое. Например, он выбрал карты, отражающие его грусть или злость. После активации карты (или нескольких) и прояснения их внутреннего содержания, клиенту предлагается выбрать ту или те карты, которые отражали бы желаемое настроение – радость, спокойствие и т.д. А затем, самостоятельно или с помощью психолога, клиент должен придумать 5-7 несложных практических шагов, проделав которые, он может получить желаемое эмоциональное состояние. Предполагается, что после выполнения всех пунктов, его настроение сменится от негативного на положительное. 

Обратите внимание: в отличие от предыдущего упражнения, в данном случае используется только одна колода - «Abstractions», и шаги-действия клиент не видит в картах, а прописывает самостоятельно. 

С помощью этих и других, описанных в моей книге упражнений, можно не только устранить последствия выгорания, но и своевременно диагностировать и предотвратить его появление.
А приведенный в книге Висбаденский опросник (WIPPF) в авторской адаптации позволит выявить наиболее выраженные актуальные способности с тем, чтобы использовать их для повышения эффективности сотрудников. 

 

Книгу и две мои авторские колоды МАК, как в печатном, так и в электронном виде, можно приобрести либо у меня, либо в магазине Macards.
До 8 января включительно на все мои консультации - скидка 20%


_________

Тел. и W/A: +7 964 779 97 50
e-mail: info@vtimofeeva.ru