Меню

Работа с целью (коучинговая техника с МАК)

Еще одна техника с применением колоды "Дай лапу, друг!"

Описанная ниже техника предназначена не только и не столько для самого целеполагания, сколько для проверки наших целей на экологичность и на соответствие нашим реальным желаниям. 

Представленная техника является модификацией "Пятиступенчатой стратегии" - одного из инструментов позитивной психотерапии, и коучинговой методики целеполагания. 
И самих ступеней у нас уже не пять, а всего четыре:
go

Ступень №1 - "сбор информации". Т.е. все то, с чем пришел к нам клиент, и что он рассказал. 

Ступень №2 - "поиск ресурсов", которыми клиент располагает или которые ему нужны для достижения желаемой цели. 

Ступень №3 - "вербализация" - представляет собой обмен обратной связью. Т.е. не только мы даем обратную связь клиенту, но и он нам. Здесь мы побуждаем клиента высказаться по поводу того, что он от нас услышал, о том, какая работа была проделана на первых двух ступенях и т.д.

Ступень №4 - "шаги к цели", и на ней уже нет рассуждений, нет анализа и рефлексии. Есть только конкретные шаги, проходя по которым клиент приближается к своей цели - все предельно четко и конкретно.


Теперь давайте разберем это на конкретном примере (прим.: пример выдуманный, любое совпадение деталей и персонажей - случайно).

Допустим, клиент решил, что он хочет эмигрировать в США. И именно это он нам и принес на сессию. Т.е. - его первичная цель - переезд в другую страну. 
Но в коучинге есть такое понятие, как смена конечной цели. Выглядит это следующим образом: в ходе обсуждений и разбора ситуации, как правило, где-то на этапах №2 или №3, клиент вдруг понимает, что первичная цель была вовсе не его, и на самом-то деле, вместо эмиграции, он всегда мечтал уехать в глухую деревню и разводить лошадей... 
Но сейчас, на этапе сбора информации, мы работаем только с той целью, с тем "Хочу", которое клиент нам принес. 

На стадии анализа ресурсов мы изучаем все те ресурсы (как внешние, так и внутренние), которые у клиента уже есть для достижения цели. И заодно смотрим, каких нет, какие нужны дополнительно, где и как их искать и выработать.

Далее мы переходим к стадии №3 - "вербализация". Кстати, зачастую именно на ней и происходит смена конечной цели. И тогда мы (клиент) вновь возвращаемся на самую первую ступень и проходим все три этапа заново. 


Как же работают метафорические карты, применительно к данной технике?! 
go
aceh
bdfg

На каждый из четырех этапов клиент выбирает по две карты. И с их помощью он "выставляет оценку" каждому из этапов. Но (!) не само содержание того, что он рассказал или услышал, а свое эмоциональное отношение к каждой из ступеней. 

Т.е. - на каждом из этапов работы с целью клиенту предлагается отследить свое эмоциональное состояние и свое эмоциональное отношение к поставленной цели. 
Во-первых, этим мы проверяем само отношение клиента к поставленной цели, ее целесообразность, значимость и то, насколько это вообще «его цель».
Во-вторых, проверяем «экологичность» самой цели. 
Если это не так, то стоит задать клиенту вопрос о целесообразности ее достижения и возможной смене конечной цели (все это - до перехода на четвертый этап!). 

Так, в нашем примере, - а мы помним, что первичный запрос был на эмиграцию, - клиенту на первой ступени кажется, что все у него хорошо, что в США будет все замечательно и круто, и он получит всевозможные бонусы и "плюшки". 
Мы переходим на стадию анализа ресурсов, где видим, что их-то у клиента "пёс наплакал", либо же клиент вовсе не понимает, какие они должны быть для достижения результата, и где их брать. 
Соответственно, исходя из эмоциональной оценки первых двух ступеней, на третьей ступени мы можем столкнуться, например, со злостью клмента. Это когда мы ему говорим, что может быть у него и цель-то другая, а не исходная, и предлагаем подумать в этом направлении. Вот тогда он может даже разозлиться...
Либо же к нему придет осознание, что все так и есть, что надо пересмотреть приоритеты и т.д. И тогда эмоциональное отношение к ситуации (и к консультанту/коучу) будет уже иным. Например, таким благодарным, как это показано на второй карте этой ступени. 

Ну и самая последняя стадия - "шаги к цели". Если мы не меняли конечную цель, а так и шли с первой стадии, исследуя один и тот же клиентский запрос, то все мы планомерно приходим к этой стадии. Если нет (см. выше), то клиент проходит стадии 1-3 еще раз, и только потом переходит на стадию №4. 
Здесь все просто. После того, как все возможные анализы уже проделаны, цель определена и подтверждена, прописаны конкретные шаги, далее действуем по принципу Ричарда Бренсона: "К четру всё! Берись и делай!".

И на этой стадии карты выполняют ту же функцию - эмоциональная оценка происходящего. Например, клиент может почувствовать себя победителем, весь в медалях и наградах за успех. 
Ну или, например, как на еще одной карте этого этапа - он может удивиться: мол, ой, а что это мне тут досталось? Мне еще что-то делать придется?  

Пожалуйста, обратите внимание (!) на четвертой стадии самих шагов может быть сколько угодно - от одного и до бесконечности. В зависимости от того, какую цель клиент перед собой поставил. 
Но эмоциональную оцену мы даем не шагам, а самой стадии! Поэтому карт здесь тоже всего две, не больше! 

Собственно, само упражнение на этом закончено. Затем, исходя из того, какую эмоциональную оценку дал клиент, мы можем либо с ним попрощаться, либо уточнить, не хочет ли он поработать уже конкретно с проживаемыми в этот момент эмоциями. И далее наша работа (или ее отсутствие) зависит непосредственно от текущего желания клиента. 

 

N.B. 
Приведенная техника является авторской. Любое ее использование и/или копирование  – только с письменного разрешения! ©


__________

Тел. и W/A: +7 964 779 97 50
e-mail: info@vtimofeeva.ru