Меню

О сектах и их адептах

Феноменом сект и изучением их пагубного влияния на человека я занималась и продолжаю заниматься в рамках своей научно-исследовательской работы на тему социально-опасных явлений.

Феноменом сект и изучением их пагубного влияния на человека я занималась и продолжаю заниматься в рамках своей научно-исследовательской работы на тему социально-опасных явлений. 
Хотя, например, со "Свидетелями Иеговы" мне довелось очень плотно столкнуться еще в детстве и юности, т.к. в регионе моего проживания в те годы, более трети населения были именно из их числа. Они же были и в школе, как среди учеников, так и среди учителей. Приятного было мало, особенно, с учетом того, что учителя (РЯ и лит-ры) вели открытую пропаганду на уроках, а руководство школы закрывало на это глаза... 

Вообще очень многое из их "традиций" не только вызывает недоумение, но и порой выглядит жутко. Например, в соседском доме в результате аварии погибла семья, родители и двое детей, мои ровесники. И на похоронах творилось нечто невообразимое: толпа людей плясала, пела и радовалась. Для непосвященных это выглядело очень непонятно и неприятно... 

...Так или иначе, именно тот детско-юношеский опыт косвенного взаимодействия со "свидетелями" дал мне возможность научиться различать, что есть секта, а что таковой не является. 


Для начала приведу наиболее часто встречающееся определение этого термина:  

Се́кта - а) религиозная группа, отделившаяся от основного направления и противостоящая ему, имеющая своего основателя и особое учение; б) любая группа (религиозная или нерелигиозная, отделившаяся или новая), имеющая своё учение и свою практику, отличные от господствующей церкви или идеологии.


Традиционно для большинства жителей нашей страны сектами принято считать всё то, что не является православием. В то время как это в корне неверно. При таком раскладе к сектам можно отнести и католичество, и протестантизм. 
Последний, к слову, если не учитывать многие его ответвления и разночтения в основных догмах, имеет под собой основу, наиболее приближенную к тому, чему учил сам Христос. Достаточно вспомнить знаменитые тезисы Мартина Лютера и причину их появления. Но речь сегодня не об этом.

Мы поговорим о таких вещах, как: 
- признаки сект и их отличия от не-сект;
- виды сект;

- кто и почему в них попадает;
- можно ли выйти из секты; 
- работа психолога с бывшими сектантами.

Итак, пойдем по порядку: 

Признаки сект и их отличия от не-сект:
 

1. Завуалированная пропаганда учения, скрытая под чем-то, с виду менее опасным. Так, например, саентологи пропагандируют свои идеи под видом семинаров по личностному росту. А для детей у них есть спортивные и языковые лагеря. 

2. Психологический прессинг и "окружение любовью". Новичкам активно навязывается общение, хорошее отношение и то, как они значимы и ценны (для сектантов). Те из неофитов, у кого есть острая нехватка любви и внимания (со стороны родных и друзей), как правило и попадаются на этот крючок. 
Пример этой уловки был показан в фильме "Секта" (Д. Исаев в гл. роли).  

3. Амбивалентность учения и транслируемой информации. Новичкам далеко не сразу говорится о том, во что они ввязались. И уж тем более, не дается полная информация об истинной цели той или иной организации и ее учении. 
Т.е., если это нечто такое, что несет в себе опасность для человека и самого общества, то его изначально преподносят, как нечто безобидное (см. пояснение к п.1). 

4. Жесткая система иерархии. Абсолютно все члены секты обязаны подчиняться ее "верхушке" - самому гуру и старейшинам. При малейшем неподчинении следуют довольно жесткие санкции. Так, у тех же "свидетелей" есть т.н. практика лишения общения. С провинившимся адептом перестают общаться. Совсем. Все. Само собой, когда человек испытывает на себе психологическое давление от такого тотального бойкота, он, рано или поздно начинает ломаться и в итоге делает то, что от него и хотят. 

5. Абсолютный авторитет организации и ее лидера. Тут все понятно - вступая в ряды секты, человек обязан верить, что ее лидер всегда прав, а сама организация преследует сугубо благие цели. Несогласные, а также сомневающиеся - попадают под "церковное" замечание, становятся на особый учет, а при повторных нарушениях наказываются и весьма сурово. Примеров тому множество. Даже в, казалось бы детских фильмах и книгах... таких, как "Гарри Поттер". Там на примере главного антагониста Волдеморта и его последователей Пожирателей Смерти этот пункт отражен весьма наглядно. 

6. О том, какие люди чаще всего попадают в секты, речь пойдет ниже. Сейчас стоит лишь отметить, что секты, заманивая к себе новичков, дают им ложное понимание смысла жизни, прививают ложные ценности и заставляют верить в то, что только "среди своих" (сектантов) человек значим, важен и любим, а остальным он не нужен.  

7. Понятие избранности. Абсолютно всем новичкам с самого начала стараются внушать, что они теперь избранные, в отличие от тех, кто не является членом организации. Это подкрепляется не только поведением, но также часто особым стилем одежды и манерой речи. 
Например, в фильме "Волна" (1981г.) на примере нацизма наглядно показана схема, как можно действовать на сознание людей, чтобы внушить им собственную избранность и значимость, а также отделить их от остальной "серой массы".  

8. Контроль всей жизни. Именно к этому стремится каждая сектантская организация. Ведь, если контролировать человека во всех областях, им легче управлять. Соответственно, в сектах практикуется, например, лишение сна и пищи, жесточайший распорядок дня, запрет на общение вне круга секты, запрет на удовольствия и развлечения и т.д. Это все периодически подкрепляется гипнозом и применением психотропных веществ. Т.о. - не только жизнь, но часто и сознание сектантов оказывается под полным контролем. 

9. Мировое господство. Сказано, конечно, весьма громко. Но это именно то, что в конечном итоге навязывается всем адептам. Например, масоны именно этим и затягивают, рассказывая пока еще профанам, что с помощью организации те смогут править миром и устанавливать порядки. У тех же "свидетелей" (в дополнение к избранности) рассказывается о том, что в итоге спасутся только они, а все остальные погибнут. Т.е. - еще раз делается акцент на том, что адепты сект являются избранными и уникальными. 

10. Деятельность секты направлена на две вещи: а) Привлечение новых адептов и б) обогащение "верхушки". Т.е. все средства идут исключительно "на благо" основателя секты и на его личное процветание. Ни о какой помощи вовне, даже если таковая и озвучивается новичкам, а также о процветании самих рядовых адептов, на практике речи абсолютно не идет. 
Виды сект:

Основных таких видов четыре: 

1. Тоталитарная. Закрытое сообщество, где любые контакты с внешним миром или с родственникамми - запрещены. Культивируется непререкаемость авторитета лидера. 

2. Сатанисты. Состоит, соответственно, из последователей сатаны. Практикуются ритуалы с жертвоприношением (в т.ч. человеческим), часто расхищаются и уничтожаются святыни или, например, надгробия на могилах. 

3. Оккультисты. Учение строится на мистике и оккультизме. Практикуются спиритические сеансы и общение с мертвыми. Во главе стоит гуру, который, считается, обладает тайным знанием и является "мессией на земле". 

4. Секты с практикой свободного секса. Пример такой секты показан в фильме "С широко закрытиыми глазами" (в гл. роли Том Круз). Адепты на своих встречах доводят себя до измененного состояния сознания, входят в транс, после чего имеет место быть сексуальная оргия. 
Кто и почему в них попадает

Причин, по которым люди всупают в секты, не так много, как кажется. Основные из них это: 
поиск ответов на вопросы (как правило, о смысле своей жизни). По этой причине чаще всего в секты попадает молодежь и подростки, чей жизненный путь еще только начинается, а система ценностей несформирована;
поиск единомышленников и понимания. Тоже имеет отношение к подросткам, которым кажется, что никто и никогда не способен понять их. Однако, по этой же причине могут попасться на удочку сектантов, например, пожилые и одинокие люди. 
уход от проблем или поиск легкого решения. Здесь включается механизм, когда сектанты обещают золотые горы за короткий срок при минимальных усилиях. И тогда это становится ловушкой для "любителей халявы";
попытка справиться с утратой. Именно на горевании очень часто и играют маститые вербовщики. Когда человек переживает утрату (например, смерть или развод), то он становится особенно уязвимым для умелых ловцов. И они этим пользуются, обещая новую жизнь, новые возможности и много радостей;
чей-то пример. В этом случае в секту идут те, чьи друзья или родные уже там. Т.е. - за компанию. А бывает и так, что это происходит потому, что какая-нибудь звезда экрана/эстрады является адептом, а поклонники, стремясь подражать ему(ей), делают то же самое. Пример тому - Том Круз. Продвинутый саентолог с многолетним стажем, умудрился своим примером заразить не одну сотню фанатов. Результат - похудевшие кошельки последних, а также пополнение рядов почитателей Рона Хаббарда... 
   
Стоит оговориться, что в секты чаще всего попадают люди с нестабильной психикой, у которых нет четкого понимания, чего они хотят в жизни и от себя самих. У них отсутствует или весьма слаборазвито критическое и аналитическое мышление. Ими легко манипулировать и внушать определенные правила и модели поведения. А поскольку такие люди чаще всего еще и неспособны сами принимать решения и отвечать за их последствия, то все решения принимает за них сектантская верхушка, а они лишь подчиняются и исполняют распоряжения и приказы. В целом можно сказать, что зависимость от секты - это такая же опасная вещь, как и любая другая аддикция. 

Частично я уже затрагивала данный вопрос в своей более ранней статье, посвященной проблеме фанатизма и конфликта идентичности
Перефразируя ее отдельные пункты в соответствии с темой данной статьи, можно сказать, что основной причиной является неустойчивость сознания индивида, которая впоследствии выливается в перманентную зацикленность на предмете нового фокуса внимания (деятельность секты), отсутствие способности слушать разумные доводы других, критично воспринимать и обрабатывать поступающую информацию. Человек, подверженный влиянию секты, страмится к уединенному образу жизни, отказу от прежних контактов и увлечений. Все, что не затронуто влиянием и деятелньостью секты, в которую он оказался втянут, постепенно отвергается и полностью игнорируется. 
Можно ли выйти из секты

В принципе, да - можно. Единственное, что стоит помнить, самостоятельно делать это будет затруднительно. Т.к. те, кто туда втянул, они же не дадут просто так уйти и будут всеми способами удерживать и отговаривать. Именно поэтому, если человек решится на выход из организации, ему нужна помощь родных и друзей. 
Хотя, такие случаи добовольного возвращения в нормальную жизнь, скорее исключение, нежели правило. Чаще всего выходит адепт не сам, а его "выходят" близкие люди. Или, если вдруг происходит ситуация, когда адепта изгоняют из рядов секты, то тут необходимо успеть принять меры, пока он не пошел куда-то еще, или не решил свести счеты с жизнью (об этом ниже).

Что могут сделать сами родные и друзья, чтобы вытащить человека из секты, так это, например, увезти его в другой регион, где у него не будет возможности общаться с бывшими соратниками. Я не имею в виду изолировать, но просто переключить. Например, отправиться вместе в путешествие, или в санаторий... 

Хорошо также контролировать все, что он читает, слушает и смотрит, дабы за пределами секты у него не было возможности поддерживать этот "огонек" с помощью спец.материалов.  

Главное, не стоит давить, пытаться переубедить, изменить асильно его точку зрения (сформированную в секте). Как правило, сила в этом случае только вызовет обратную реакцию и включит защитные механизмы. А это нам как раз и не нужно. 

Важно поддерживать человека, показывать, что он любим, что его принимают даже таким, каким он стал, со всеми ошибочными убеждениями и суждениями. Только тогда будет шанс на перемены. 

Ну и само собой, без помощи квалифициованного психолога тут не обойтись (см. следующий пункт).
Работа психолога с бывшими сектантами

Психологическое сопровождение на этапе выхода из секты и последующей реабилитации бывшего адепта - важно и необходимо. 

Исходя из всех критериев и причин, кто и почему попадает в секту, работа психолога и должна включать в себя не только устранение последствий, но и ликвидацию причин. 
Выше я уже сказала, что сектанты, например, при отлучении от организации, могут покончить самоубийством. Это обусловлено тем, что до этого момента вся жизнь человека строилась вокруг секты и ее деятельности, была тесно связана с ее правилами и традициями. Иного в системе ценностей такого индивида просто нет. И если резко убрать то, что уже есть, то это напоминает выбитую из-под ног табуретку. Человек просто ломается и падает. Поэтому многие и видят выход в том, чтобы уйти. До осознания необходимости выстраивания новых ценностей и поиска новых смыслов в одиночку редко, кто додумывается. Именно поэтому я также написала, что важно не оказаться с проблемой один-на-один! 

Сама же работа психолога будет включать в себя не только конструирование новых смыслов и системы новых ценностей, но также работу над самооценкой и самоценностью, формирование положительного образом себя и положительного же самовосприятия, научение бывшего адепта быть в гармонии с собой и с окружением, расширение кругозора и круга интересов. 

Кроме всего этого, рассматривая варианты психотерапевтической стратегии в работе с бывшими адептами сект, еще один акцент следует сделать на удовлетворении потребности индивида в единстве. Причем, как в единстве в рамках социума/группы, так и в первую очередь – единстве с самим собой.

Позитивная психотерапия трактует единство, как способность человека находить внутренние компромиссы между разнонаправленными тенденциями, стремлениями, желаниями, собственными ценностями.

В описании понятия «единство» существуют две крайности: с одной стороны – недостаток внутреннего единства, который выглядит как некая внутренняя противоречивость, непоследовательность.

С другой стороны – единство может быть и гиперпроявленным. Со стороны это может выглядеть, как полное отсутствие каких-либо внутренних конфликтов. В этом случае сложность заключается в отсутствии внутренней энергии (рождающейся из таких конфликтов), позволяющей развиваться, двигаться вперед, самосовершенствоваться. Наступает так называемая личностная стагнация и ригидность.

Единство (вернее – его дефицит) тесно связано с умением принимать решения и придерживаться их. В тех случаях, когда содержанием внутреннего конфликта является единство, сам процесс терапии становится несколько непростым. Одна из стратегий – это позволять клиенту принимать самостоятельно какие-то решения, следовать им, вне зависимости от их правильности.

Для достижения единства и внутренней целостности совместно с клиентом вырабатываются «шаблонные» (по типу ситуаций) стратегии и модели поведения, и впоследствии клиент учится следовать намеченным целям и тем самым сохранять единство.
И последний пункт, он же "бонусный", звучит так: 
"Как сделать так, чтобы сектанты не пристали, а пристав, быстро отстали"

Самое очевидное - не вступать с ними в дискуссии. Хамить, конечно, тоже не стоит, но и что-то объяснять (о ненужности вам их информации), а тем более, пытаться как-то их вразумить (это просто дохлый номер!) - не надо. Молчим и в их сторону даже не смотрим! Если позволяет простаранство (на улице), то просто отойдите и обойдите. Не будут же они гоняться за вами и насильно преграждать дорогу. 

Если же они пришли домой, смело можно припугнуть полицией. В свете того, что большинство сект после правительственного запрета просто попрятались, полицию они испугаются. Кстати, по квартирам они часто ходят под предлогом какого-нибудь соцопроса, или проверки оборудования. Очень мало, кто из них с погора заявляет о желании "поделиться истиной". Поэтому иногда можно "вляпаться", даже того не желая.

В частном доме может помочь собака. Нет, натравливать специально не нужно! Но, если у вас живет не "прелесть диванного калибра", то можете даже не открывая калитку, предложить сектантам рассказать свое учение вашему псу. Такая перспектива мало, кого обрадует. Как правило, тут же ретируются (проверено не раз!).

Ну и спец.вариант для тех, кто подкован в библейских текстах. Если уж они привязались и пытаются вас "заболтать", точно также, как в совете выше, не пытаясь что-то объяснять, начинайте в ответ цитировать места из Писания. Т.е. - они вам свою "сектантскую идею", а вы им библейский стих. На практике, потребуется не более 2-3 минут, как они поймут, что доказывать вам что-либо, а тем более переубеждать - бесполезно. В результате точно также отстанут. 

Кстати, есть на эту тему небольшая, но весьма полезная книжка. Ее автор - ныне покойный пастор Г.Н. Авраменко. Называется "Правы ли Свидетели Иеговы". Хотя, по сути, использовать ее можно не только во взаимодействии с ними, но и в отношении к другим сектантам. 
В ней автор приводит не толкьо истории уже бывших сектантов, но и то, по каким критериям сектанстское учение признается ложным и опасным. И это может быть хорошим подспорьем на этапе попытки вывести человека из рядов той или иной секты.

 

Подытоживая всё вышесказанное, хочется еще раз отметить, что присоединение к секте не решит проблем, и не принесет никакого облегчения, что бы там не говорили ее ярые адепты. 
Важно помнить, что каждый человек способен написать для своей истории хороший и позитивный финал. И для этого ему вовсе не нужен уход от реальности, и не нужны никакие мнимые "золотые горы" взамен личной свободы и благополучия!

 

__________

Тел. и W/A: +7 964 779 97 50
e-mail: info@vtimofeeva.ru