Меню

О сиблингах

Сегодня материал о детях. О старших, о младших и о средних детях в семье

Читала сейчас публикацию Марии Киселевой о старших и младших детях в семье. К сожалению, автор ограничила комментарии, поэтому пишу отдельный материал )) 
Действительно, очень часто на консультациях, да и на дружеских посиделках всплывает эта тема. И, как правило, звучит обида, что кого-то из детей - либо старшего, либо младшего - предпочли второму. 
Где-то я слышала такую мысль, что в этом плане сложнее всего средним детям, у кого есть одновременно и старший и младший сиблинги.  
Помните, наверное, как пишется обычно в русских сказках: 
"...Старший - умный был детина. Средний сын - ни так, ни сяк. Младший - вовсе был дурак..."
Конечно, эпитет в отношении младшего - несколько преувеличен. Хотя, для сказок это была весьма стойкая традиция. Которая этим же самым младшим потом успешно опровергалась. 

А вот что меня смущает - описание среднего ребенка: ""ни так, ни сяк" - т.е. по изначально запрограммированному определению, средний болтался как...маятник. 
Старшего любили потому что он был первенец, продолжатель рода, наследник и т.д. 
Младшего - потому что он младшенький, "масечка и пусечка" (прим.: определение одной моей клиентки). Да еще, зачастую - поздний ребенок.
Кстати, в Ветхом Завете, есть шикарный пример любви отца к самому младшему сыну, т.н. - "сыну старости", и того, чем из-за ревности старших детей вся эта история обернулась... 

Возвращаясь к теме... на среднего ребенка любви, как правило, не хватало... И он зачастую вынужден рассчитывать только на себя и достигать всего в жизни сам. 

И действительно, я не раз отмечала и среди своих знакомых, и среди клиентов -"средние" дети были и есть подчас успешнее, и более приспособлены в жизни, по сравнению со своими старшими и младшими сиблингами.

Что касается 

"важно поддерживать и права старшего ребенка, на его вещи, на его неприкосновенность, на одиночество, на время с родителями."

, не только соглашусь, но и приведу пример: 
В семье, где я была по программе Au Pair, было двое детей - Эмиль, 9 лет и Каталина, 3(4) года. И там было совершенно четкое правило. Каталину укладывали спать, а Эмиль имел право побыть с родителями еще 2 часа. 
Понятно, что это делалось еще и потому, что ребенку в 3-4 года надо ложиться довольно рано. Но, ей никогда не говорилось, что это именно поэтому, или же потому, что она еще маленькая. Звучало примерно следующее: мы (в основном мама) с тобой провели вместе весь день, теперь настало время твоего брата. Сейчас мы уделяем время ему. 
И не было ни обид, что "ему можно, а мне нет", ни того, что девочку посчитали еще малышом. По сути, она такая и была. Но в период 3-4 лет, когда только начинается фаза "Я сам(а)" - лишний раз об этом слышать - обидно, однако!
И кто из нас не вспомнит дурацкий сомнительный педагогический принцип "Quod licet Jovi, non licet bovi", к слову, отношения к воспитанию детей не имеющий... но все же старательно эксплуатируемый многими советскими родителями ))

В плане распределения родительского тепла и равномерного проявления любви к детям, мне хочется вспомнить свою тётю. 
Сыновей (моих кузенов) у нее два. И их обоих они с отцом любят одинаково. Оно так всегда и звучит: "Алексей - мой любимый старший сын. Александр - мой любимый младший сын". 
И никто не чувствует и не чувствовал ревности, никто не обделен. Всем всё ок. К слову, оба кузена - вполне успешные и состоявшиеся люди. Так что, тут главное - правильный родительский подход! А остальное приложится ))