Меню

Как приручить страх?

Если что-то пугает, с этим можно справиться. Главное - знать, как!

Работая с подростками, я часто сталкиваюсь с тем, что у ребят возникают трудности с распознаванием, проговариванием и "приручением" своих эмоций и чувств.
Во-первых, бывает так, что какое-то переживание захлестывает настолько, что они не в состоянии контролировать протекание реакции.
А во-вторых, - и это происходит еще чаще - их никто прежде не учил тому, как совладать с тем или иным эмоциональным проявлением. 
И именно этому я учу их на индивидуальных встречах и на групповых занятиях. 

Одно из моих любимых упражнений - "Приручение страха" - в свое время было наглядно продемонстрировано в знаменитой киносерии о Гарри Поттере. Суть сводится к простой задаче: превратить что-то страшное и пугающее в нечто смешное и веселое.

Это первая часть глобальной задачи. Собственно, в фильме этим дело и ограничилось... 
А у нас есть еще один этап. И здесь мы применяем уже известную и любимую Модель Баланса.
MB


Делаем следующее: 
а) непосредственно перед вышеуказанным упражнением анализируем, как страх проявляется в каждой области МБ.
- как он проявляется/влияет на нас физически;
- какое воздействие оказывает на деятельность/работу/учебу;
- как он влияет на способность общаться и выстраивать отношения с окружающими;
- как отражается на способности строить планы, видении будущего, и т.д.

б) после того, как проделали упражнение и разобрались со своим страхом, анализируем свое новое, изменившееся состояние (для кого-то это расслабление, для кого-то - снижение тревожности, или просто полученный заряд позитива). 
И это новое состояние мы точно также раскладываем по ромбу МБ. 
- какие физические ощущения появились/исчезли;
- как оно отразится на деятельности;
- как повлияет на отношения и общение;
- как изменилась (и изменилась ли) картинка будущего, появились ли новые идеи/планы, и т.д.

Подобная тренировка позволяет не только научиться распознавать свои эмоции и чувства (страх - лишь один из примеров), но также фокусироваться на происходящих изменениях и отслеживать свои физические и психические реакции на них.