Меню

"Как вы яхту назовете..."

Очередная статья о воспитании детей и родительском примере

Не так давно я уже писала о том, что дети в своем поведении копируют взрослых.
А сегодня пришел черед дополнения. И это будет о том, как сами же взрослые "лепят" из своих детей то, что эти самые дети, повзрослев, вынуждены расхлебывать. 
Работая сегодня в саду, весь день слушаю крики новых соседей за смежным забором. Понятное дело, что кричат взрослые. Иногда друг  на друга, но по большей части на дочь, девочку лет 10-11...  И весь день все крики сводятся к одному: ты тупая, у тебя руки из ***, ты все делаешь нарочно, или не делаешь, чтобы тебя не просили ни о чем и т.д. 
Это лишь краткое и относительно цензурное содержание всех "претензий". На деле все конструкции - многоэтажные и витиеватые. 
Собственно, друг на друга взрослые тоже огрызаются почти весь день (преимущественно она на него). 
Вообще, эту картину я наблюдаю с самого их переезда в этот дом, но сегодня все как-то слишком ярко выражено...

Выводов напрашивается несколько: 
1. Дочь видит перед собой "модель семейной жизни" - недовольные и ругающиеся родители. Соответственно, что она может вынести из этого?! 
а) супруги постоянно грызутся, стоит ли выходить замуж, чтобы тоже так постоянно ругаться...
б) мама орет матом на папу, значит, мне тоже будет можно делать так со своим мужем...
в) если все, что я делаю, им не нравится, не стоит вообще делать (это к вопросу о нарочности ее поведения!)...
г) меня любят не потому что я есть, а только, когда я удобная и послушная (что в понимании родителей выглядит как: заткнись и делай, что приказали)...

2. Родители, пусть и из побуждения воспитать хорошего и правильного ребенка, своими матерными крикамии расплывчатыми требованиями, наносят ей вред. И весьма неслабый...
а) ожидая от ребенка каких-то результатов, которые бы их устроили, они должны бы сперва спокойно объяснить суть того, что от нее требуется (на деле это выглядит как: "Ну ты тупая, сама что ли не знаешь?")...
б) унижая и вешая ярлыки на ребенка, могут ли они ждать, что она перестанет соответствовать тому, чем ее заклеймили?! ("Назови человека сто раз свиньей, он и захрюкает")...
в) прежде, чем орать и материть ребенка, хорошо бы им вспомнить собственные ощущения, когда на них ругались за любую мелочь, не объясняя, а только требуя и также унижая и обзывая...вряд ли их воспоминания будут радужными (в целом понятно, что данную модель они вытащили из своего же детства)...
г) если родители хотят чему-то ребенка научить, и привить ему какую-то определенную модель поведения, стоит начать, прежде всего, с себя. 
Армейскую мудрость "Каков командир — таковы и бойцы" - еще никто не отменял!

В качестве резюме (немного из Библии):
Когда дело касается воспитания детей, люди зачастую вспоминают слова: "Почитай отца твоего и мать твою...". 
Именно эта формулировка и вынесена в текст Десяти Заповедей. 
Эти же слова приводит апостол Павел в послании к Ефесянам (глава 6), добавляя при этом: "И вы, отцы, не раздражайте детей ваших"  (стих 4). 

И вот тут как раз и кроется ключевой момент в воспитании детей!
К "отцам" такие слова обращены потому, что именно они (отцы) являтся не только главой семьи, но и примером для подражания. И от того, какой пример они подают, зависит и то, как будут воспитаны дети. Будут ли они забитыми, затюканными, униженными и с кучей ярлыков, или же это будут адекватные, умеющие слушать и слышать, и главное -- воспитанные не на криках, а на объяснениях и примерах. Возвращаясь к тексту из послания апостола Павла, приведу разъяснение этого стиха с одного христианского сайта:

Отцы не должны раздражать (буквально - "вызывать гнев"; слово встречается только здесь и в Рим. 10:19; Кол. 3:21) своих детей неразумными требованиями, мелочными придирками или оказанием предпочтения одним детям перед другими. Ибо такие действия приводят детей в уныние (Кол. 3:21). 


Если даже отойти от библейкого контекста, в любом случае суть одна: ребенок понимает всё, и даже больше. И договориться о соблюдении определенных правил и требований можно! Главное - самим родителям помнить, что они ответственны не только за "кнуты", но и за "пряники". И если не получается их грамотно "дозировать", есть спец.литература, есть видео, есть психологи, готовые помочь и научить. 
Только не надо калечить детей, чтобы потом они не были готовы сбежать, куда угодно, лишь бы подальше! 

Специально для детей у меня есть обучающий курс*, направленный на гармоничное и успешное развитие Вторичных АС. 

* готовится к выходу аналогичный курс, предназначенный для взрослых. 

А управлять своими эмоциями и держать их под контролем, Вы можете научиться с помощью моей авторской колоды метафорических карт "Дай лапу, друг!