Меню

Лидерами не рождаются, ими становятся

Работая уже почти десять лет с детьми и подростками, я не могла обойти стороной такую важную тему, как развитие в них лидерских качеств

Проблема наличия и развития лидерских качеств у современных детей и подростков была и остается актуальной на протяжении многих десятилетий, несмотря на все многообразие педагогических и психологических методик, специализированных семинаров и тренингов, широко применяемых в рамках образовательных программ в качестве «переходного» этапа в процессе подготовки нынешнего поколения учащихся к самостоятельной взрослой жизни, а также успешного продвижения по карьерной лестнице. 

Реалии современного мира требуют от молодых людей умения проявлять лидерские качества. Особенно это касается любых руководящих должностей, вне зависимости от отрасли. 

Лидерские качества весьма важны для современного человека, поскольку именно они определяют способность человека к самоанализу, умение влиять на других людей, делая их своими союзниками и единомышленниками. Также лидерские качества взаимосвязаны и находят свое отражение в способности индивида осознавать свою систему ценностей, идеалов и концепций. Чем более сильная лидерская позиция, тем эти способности сильнее развиты, и наоборот – чем сильнее развиты способности, тем ярке выражены и лидерские качества человека (подростка).

Статус лидера подразумевает ответственное отношение не только к себе самому, но также к другим людям и миру в целом. Лидер должен быть способен и быть готов взять на себя руководство и уметь справляться в сложных, а иногда и критических ситуациях. Именно это качество отличает хорошего и грамотного руководителя.

Говоря о степени изученности лидерских качеств и самого понятия «лидер» в отечественной и западной литературе, можно сделать вывод, что и у нашей стране и за рубежом соответствующие теоретические материалы имеются, однако, в обоих случаях нельзя сказать, что их очень много. Таким образом, мы все же можем утверждать, что тема лидерства и развития лидерских качеств является изученной в недостаточной мере.

Также стоит отметить, что основное отличие нашей стран и Запада в этом вопросе состоит в том, что в российской психологии тема лидерства и развития лидерских качеств в большей степени освещена именно с научной точки зрения. В то время как на Западе подход больше напоминает так называемую «популярную психологию». Т.е. – зарубежные специалисты (например, Стивен Кови [10]) более сфокусированы на внешней стороне вопроса, отчасти на: «быть, чтобы казаться».

В то время как отечественные специалисты [1, 3, 7, 9] делают акцент на внутренних аспектах. Т.е. – на том, что и как необходимо предпринять, какие практические шаги выполнить, чтобы был ощутимый результат.

Следует, однако, выделить ключевых специалистов, в нашей стране и за рубежом, которые уже несколько десятилетий посвятили себя изучению темы лидерства и развития лидерских качеств. 

В России можно с уверенностью выделить Радислава Гандапаса [5], который не только регулярно публикует соответствующие материалы, но и ведет ряд семинаров по теме эффективного лидерства. Помимо него большой вклад в эту сферу внесли, например: Уманский А.Л. [18] и Шалагинов Л.В. [20]. 

В странах Запада тему лидерства изучали и изучают такие известные специалисты, как, например: Эрик Берн [2], Стивен Кови [10], Джон Максвелл [13] и Антонио Менегетти [14].

Безусловно, есть и другие авторы, которые также посвящают свои труды данной теме, но в их случае это не настолько масштабно.

Кто такой, по сути, лидер? В первую очередь – это интересный, увлекающийся и увлекающий за собой людей человек, принимающий ответственность не только за себя, но и за вверенных ему людей/подчиненных [4].

На лидера возлагается функция контроля над данным социумом, который может всецело доверять и полагаться на него. Лидер обладает способностью находить решения и компромиссы в любых ситуациях, не ущемляя при этом ничьих интересов. Это серьёзный, ответственный человек, который всегда находится в центре событий, и который имеет уважение других и пользуется авторитетом. Лидер – это тот, за кем другие хотят идти и кому хотят подражать.

Иногда лидеры способны вызывать у других чувство страха перед своей персоной. Но это, скорее исключение, чем правило. 

Основными чертами личности лидера можно считать следующие: самообладание, чувство справедливости, упорство в достижении целей, смелость, уверенность в себе, честность, дипломатичность, организаторские способности, энергичность, целеустремлённость, трудолюбие, а также хорошее чувство юмора и харизму.

Проверить себя на наличие лидерских качеств можно с помощью специального опросника (см. ниже).

Традиционно принято различать «формальное» и «неформальное» лидерство [7, 9]. Первое напрямую связано с наличием определенных правил, назначением руководства «извне» (или «сверху»), и подразумевает чисто функциональное отношение.

Например, когда старосту в школьном классе назначает сам преподаватель. Если назначенный на эту должность ученик не является авторитетом и одновременно неформальным лидером, то это может отрицательно сказаться как на дисциплине, так и на атмосфере в коллективе в целом.

Второе, т.е. – неформальное лидерство, в свою очередь, возникает и строится исключительно на основе межличностных взаимоотношений членов группы/коллектива.
Успех в данном случае гарантирован, если старосту класса выберут сами ученики.
Однако, для этих целей иногда целесообразно привлечь педагога-психолога, который, на основании социометрических методик, сможет более точно охарактеризовать каждого отдельно взятого ученика и специфику взаимоотношений между всеми учениками в классе.

Педагогам и психологам следует отдельно уделить внимание тем воспитанникам, кто не проявил лидерских качеств, а также тем, кто оказался в негласных аутсайдерах.

Исправить данную ситуацию можно посредством активного вовлечения подростков в специально-организованную деятельность направлено на приобретение лидерского опыта.

Данная стратегия широко применима не только в школах, но и, например, в крупных корпорациях, таких как автоконцерн «Тойота», или сеть быстрого питания «Макдональдс». В первом случае стратегия применима к наследникам компании, во втором – к менеджерам и директорам ресторанов. В обоих случаях они обязаны пройти всю служебную лестницу снизу доверху. Это дает четкое и наглядное представление обо всех внутренних процессах, о структуре и механизмах функционирования компании, а также обеспечивают наглядное (на личном опыте) «проживание» каждой из ролей – от подчиненного самого низкого звена до руководителя.

Следует отметить, что лидерские качества у подростков могут быть развиты в результате не любой деятельности, а лишь той, которая предполагает занимание или определенной позиции в социуме/коллективе. При этом вся его деятельность должна быть разносторонней и многообразной. В противном случае возможности для развития лидерских качеств будут носить ограниченный характер. И именно чередование видов деятельности и занимаемых в коллективе позиций, как и в примере корпораций, дает ему/ей возможность развить в себе лидерские качества наиболее полно и всесторонне.

Важным моментом является то, что, как отмечают исследователи [10, 13], выполнение функций лидера формирует или способствует формированию определенных качеств лидера: если человек долго выполняет эту роль, то происходит интериоризация (присваивание) нормативных требований роли, а это ведет к закреплению черт личности, необходимых для эффективного лидерства.

Нельзя недооценивать роль лидеров и важность лидерских качеств в современном обществе. Наличие лидерских качеств у индивидов подразумевает наличие адекватной самооценки, в достаточной мере развитую способность к самоанализу, умение влиять на людей так, чтобы они становились союзниками и единомышленниками, а также руководить коллективом/группой/командой так, чтобы их совокупные усилия неизменно вели к решению поставленных задач и достижению намеченных целей.

Понятие «лидерство» [12, 14] характеризуется, прежде всего, высоким чувством ответственности, как за себя и свои поступки, так и по отношению, например, к подчиненным.

Лидер негласно влияет на свое окружение, поэтому очень важно уметь выстраивать правильную и конструктивную коммуникацию между лидером и группой. В противном случае, при неумении правильно взаимодействовать, лидер может легко утратить свои позиции.

Важным элементом группового взаимодействия является не только соблюдение дисциплины и умение подчиняться распоряжениям старших, как по статусу, так по и званию (если речь идет об армии), но также умение отстаивать свое мнение и при необходимости ставить интересы группы выше собственных.

На все эти факторы непосредственно влияет личность лидера, так как именно он пользуется огромным авторитетом и влиянием в социуме/группе.

В сегодняшнем мире к молодежи и подросткам предъявляются весьма высокие требования, которые становятся еще более суровыми по мере их взросления и выхода в самостоятельную жизнь. При этом молодые люди подчас не в состоянии трезво оценивать потенциал своих способностей, не имеют четко структурированной системы ценностей, не прикладывают достаточно усилия для формирования своих личностных качеств и себя как личностей. При этом, зачастую уровень их притязаний является неоправданно высоким, сопровождаясь стремлением удовлетворять сиюминутные потребности и желания, не вкладывая ничего взамен. При невозможности немедленно получить просимое, молодые люди испытывают высокую степень фрустрации, что еще более негативно влияет на их самовосприятие и самооценку.

К сожалению, эта ситуация очень распространена не только в школах или корпорациях, но в целом – в любом заведении и любом коллективе. Чтобы подростки смогли быть более успешными в будущем, необходимо уже сегодня начать принимать меры по решению данной проблемы и помочь им стать более эмоционально и психически зрелыми, что в свою очередь будет способствовать развитию в них лидерских качеств [6].

Этого можно достичь только при условии, что будут приняты комплексные меры, и будут объединены усилия психолого-педагогического и родителей/опекунов. Немаловажную роль в этом процессе играют также специализированные тренинги и психологические методики, направленные на развитие лидерских качеств.

Необходимо подходить к данной теме комплексно, уделяя внимание развитию не только отдельно лидерских качеств, но и формированию гармоничной и всесторонне развитой личности в целом. Т.е. – одновременно делать акцент на самосовершенствовании, воспитании личностных качеств, правильных идеалов и ценностей.

Формирование лидерских качеств – это структурированный и многогранный процесс, направленный на то, чтобы дети и подростки были всесторонне и гармонично развитыми личностями, обладали навыками медиации конфликтов, умели эффективно и конструктивно выстраивать коммуникацию, и в целом обладали качествами, необходимыми для успешной жизни и карьеры. 

Именно поэтому процесс формирования лидерских качеств подразумевает активную позицию подростков по отношению к окружающей действительности, умение анализировать происходящее, знание своих потребностей и ценностей, умение взаимодействовать с людьми, иногда направляя их, а иногда помогая принимать какие-то важные решения. Чтобы этого достичь, одна из задач подразумевает формирование правильной лидерской Я-концепции.

Здесь следует отметить, что и Я-концепция, и вообще позиция и качественные характеристики лидера во многом зависят от половой принадлежности подростков. Мальчики и девочки по-разному проявляют свои личностные качества, демонстрируют те или иные черты характера в целом, и лидерские способности в частности.

Однако, лидерами не рождаются, ими становятся. Поскольку формирование личности происходит в течение всей жизни, то, в частности, подростковый период является одним из важных периодов в становлении личности человека.

В подростковом периоде психологические особенности этого возраста обусловлены половым созреванием. И часто они влекут за собой повышенную возбудимость и некоторую неустойчивость нервной системы, завышенные притязания, часто переходящие во вседозволенность, излишнюю самоуверенность и т.д.

Сам процесс полового созревания влияет на поведение подростка косвенно, например, через его статус в коллективе или его взаимоотношения со взрослыми.

В этот период происходит стремительное формирование полоролевой идентичности, что отражается не только на поведении, но также и на самооценке и самовосприятии подростков. А это, в свою очередь накладывает отпечаток не только на стиль лидерства и лидерскую позицию, но и на проявление (или подавление) лидерских качеств в целом. 

Дети, входя в подростковый возраст, утрачивают прежние способы самоутверждения и обретают новые, связанные именно с их половой принадлежностью.

В то же время они являются очень чувствительными и ранимыми, что имеет свойство негативно сказываться на восприятии их сверстниками, и, как следствие, влечет за собой замкнутость и нерешительность.

В этот период педагогам и родителям необходимо проявлять некоторый такт и демонстрировать не только уважение, но и доверие по отношению к подросткам. Разумеется, с соблюдением всех личностных границ и субординации. Именно в этот период родители и педагоги являются для подростков примером для подражания.

Также следует учитывать, что в любом коллективе, могут формироваться отдельные мини-группы и группировки, как правило – небольшие. Но, во избежание потери контроля над дисциплиной и в целях недопущения прямой вражды между группами (проистекающей из естественной конкуренции), педагоги должны держать своих подопечных под пристальным вниманием, чтобы в случае необходимости успеть принять соответствующие меры.

На этапе после формирования негласных мини-групп, у подростков возникает потребность в постановке четкой цели и предпринятии шагов по ее достижению, что неизбежно приводит к появлению лидеров. Этот феномен наблюдается во всех мини-группах.

При этом в коллективе может быть и несколько лидеров одновременно, это зависит от ситуации и от поставленных перед коллективом задач. При этом наличие нескольких лидеров сразу способствует тому, что у остальных вырабатывается навык адаптации одновременно к нескольким стилям руководства. Важно соблюдать лишь одно условие – все поставленные задачи не должны противоречить друг другу [17].

Иногда бывает так, что потенциальный лидер может справиться с этими функциями только тогда, когда остальной коллектив воспринимает его в качестве лидера [8].

Становление лидера и одновременное развитие коллектива — это неразрывный и взаимно дополняемый процесс, т.к. бытие лидером подразумевает наличие определенного статуса в социуме [11].

Лидер, помимо вышеперечисленных качеств и характеристик, должен быть высоко мотивирован на саморазвитие/самообразование. Без этого аспекта будет затруднительно развить в себе не только лидерские, но и какие-либо иные качества.

Подразумевается, что лидер не только всесторонне образован и эрудирован, но также обладает рядом личностных качеств и характеристик (например: уверенность, смелость, решительность, честность, ответственность). В одной из своих книг [16] немецкий психиатр иранского происхождения, Носсрат Пезешкиан, утверждает, что все эти характеристики (качества, необходимые лидеру) относятся к так называемым вторичным способностям. Т.е. – к тем, которые человек приобретает в процессе жизни и взаимодействия с социумом, и способен их развить и усовершенствовать. Именно поэтому можно сделать вывод, что абсолютно любое из лидерских качеств поддается не только развитию, как таковому, но и может быть скорректировано «в нужную сторону». Это происходит в случаях, когда оно или развито недостаточно, или развито чрезмерно, что тоже не является правильным, согласно теории профессора Пезешкиана.

Характерной особенностью развития лидерских качеств является то, что человек (подросток) несет ответственность за успешную реализацию этого процесса. Т.е. – от степени его вовлеченности в процесс напрямую зависит и результат.

Наиболее эффективным способом развития лидерских качеств является специальный тренинг, который, с момента его создания в 2015 году, неоднократно проводился в школах, летних лагерях и т.д. О нем и его отдельных частях я расскажу в своих следующих статьях.

Возвращаясь к теме лидерских качеств… К простым и доступным методикам и способам развития необходимых лидеру качеств можно отнести, например, ведение рефлексионного дневника, в который записываются ключевые происходящие события и проводится их анализ, а также то, каким образом событие, или выход из ситуации способствовал (если способствовал) развитию того или иного качества.

Еще один хороший метод – аутогенная тренировка. Т.е., находясь в медитативно-расслабленном состоянии, человек (в нашем случае – подросток) может попробовать внушить себе то или иное состояние. Например, что он(а) уверен в себе, умеет выступать перед аудиторией, или, например, способен принимать решения в критических ситуациях. И подобные техники, как правило, являются весьма эффективными.

Еще один интересный способ, который могут практиковать ребята, требует временных затрат, но является также эффективным. Он основан на том, что каждый навык или качество можно натренировать в среднем за три недели. Но делать это нужно каждый день, без пропусков. Как только случился пропуск, отсчет начинается по новой.
Чтобы точно можно было это проконтролировать, можно, например, надевать на руку легкий браслетик. Соответственно, когда день тренировки пропущен, браслет переодевают на другую руку, и отсчет начинается по новой. И такой прием можно использовать абсолютно в любой ситуации. Например, в моей практике был случай, когда с помощью этого приема я помогала 13-летнему мальчику преодолеть привычку ругаться матом.

В этом примере, как и в случае развития лидерских качеств, было важно дать определенную самостоятельность и возможность творчески подойти к процессу.
Еще одна моя идея состоит в том, что отличные лидеры получаются именно из хулиганов и заводил. При грамотном руководстве и правильном педагогическом подходе, вся негативная энергия таких ребят, может (и должна) быть направлена в конструктивное русло. Подростки, как никто другой, ценят, когда им доверяют, делегируют (хотя бы частично) ответственность и дают возможность самовыражения и проявления своих способностей и личностных качеств. 

Перефразируя слова из известной сказки, можно сказать так: 
«Детей надо тренировать, тогда из них вырастают настоящие лидеры» ©

 _____
Опросник «Есть ли во мне лидерские качества?» *
1. Вы участвуете в соревнованиях/конкурсе. Что для вас важнее?
a) победа;
б) участие.
2. Обсуждая, какие-то планы или предстоящую работу, вы…?
а) предлагаете пути решения, берете инициативу в свои руки;
б) в основном пассивны и критикуете идеи других.
3. Можете ли вы спокойно выслушивать критику/замечания?
а) да;
б) нет.
4. Нравится ли вам, когда о ваших успехах объявляют во всеуслышание?
а) да;
б) нет.
5. Способны ли вы отстаивать своё мнение, даже если многие с вами не согласны?
а) да;
б) нет.
6. Можно ли вас назвать душой компании?
а) да;
б) нет.
7. Если у вас плохое настроение или произошла неприятность, можете ли вы не показывать это?
а) да;
б) нет.
8. Готовы ли вы подчиняться руководителю, даже если он(а) младше вас по возрасту?
а) да;
б) нет.
9. Можете ли вы убедить в чем-то тех, кто изначально был не согласен с вами?
а) да;
б) нет.
10. Нравится ли вам руководить, быть ответственным за что-то?
а) да;
б) нет.
11. При возникновении трудностей вы…?
а) все обдумываете и ищете решение;
б) теряетесь и чувствуете беспомощность.
12. Любите ли вы экспериментировать и делать что-то новое?
а) да;
б) нет.
13. Работая в команде, вы…?
а) стараюсь всё организовать и контролировать;
б) предпочитаю быть просто исполнителем.
14. Планируя свои дела и время, я…?
а) всегда придерживаюсь расписания;
б) не успеваю ничего делать.
15. Вы точно знаете, чего хотите от жизни?
а) да;
б) нет.
16. Можете ли вы анализировать и делать выводы в ситуациях неуспеха?
а) да;
б) нет.
17. Если что-то вам не нравится, но вам необходимо это сделать, вы…?
а) постараетесь найти причину, чтобы не делать;
б) соберете волю в кулак и сделаете.
18. Принимая решение, вы…?
а) обстоятельно взвешиваете и оцениваете все варианты;
б) хватаетесь за первую же идею.
19. Начав что-то делать, вы обычно доводите дело до конца?
а) да;
б) нет.
20. Если вы в чем-то неправы, то…?
а) умеете признать свою ошибку;
б) стараетесь переложить вину на других.
21. Вас назначили ответственным за общее дело, вы…?
а) точно знаете, кому какую задачу можно делегировать;
б) считаете, что другие справятся хуже вас.
22. В случае недопонимания с кем-либо, вы…?
а) проясняете ситуацию в конструктивном ключе;
б) считаете себя правым и не станете ничего обсуждать.
23. Попав в стрессовую ситуацию, вы…?
а) чувствуете себя уверенно и легко адаптируетесь;
б) чувствуете себя подавленно, испытываете сильное влияние стресса.
24. В кругу своих друзей/одноклассников вы…?
а) являетесь примером для подражания;
б) находитесь на вторых ролях.
25. Процесс самосовершенствования длится всю жизнь?
а) да, верно;
б) нет, неверно.

Расшифровка теста: 

Если на все вопросы вы ответили «а», то вы – прирожденный лидер.
Если на половину и более вопросов вы ответили «а», то у вас есть определенные необходимые для лидера качества. Если большинство ваших ответов - «б», это значит, что лидерские качества слаборазвиты или отсутствуют.

 

* Опросник и текст защищены авторским правом. Любое использование и/или копирование - только с письменного разрешения.

__________
1. Батракова И.С. Лидерство и организация педагогического процесса: методические материалы. - СПб.: Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных, 2005.- 34с.
2. Берн Э. Лидер и группа: О структуре и динамике организаций и групп / Э. Берн. - Екатеринбург: Литур, 2000
3. Большаков В. Ю. Критерии, методы и методики выявления лидерской одаренности у старшеклассников // Прикладная психология. – 2001. - № 1. - С. 19-29
4. Вежевич, Т. Школа лидера – школа патриота / Т.Вежевич // Народное образование. – 2009. – №3. – с. 194–197.
5. Гандапас Р. Харизма лидера / Р. Гандапас, - Манн, Иванов и Фербер, 2013
6. Емельянова, М. Воспитание ребенка-лидера / М. Емельянова // Воспитание школьников. – 2006. – №5. – с. 23-25.
7. Жеребова Н.С. Лидерство в малых группах как объект социально-психологического исследования // Руководство и лидерство. Под ред. Б.Д. Парыгина. - М. , 2003.- 143 с.
8. Загерт В. Ланг Л. Руководить без конфликтов: Пер. с нем.- М.: Экономика, 2000.- 335с.
9. Залевская А.Г. Воспитываем ребенка- лидера.- Ставрополь, 1999.- 63 с.
10. Кови С. Р. Лидерство, основанное на принципах / С. Р. Кови. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 300 с.
11. Коротаева, Е. Хочу, могу, умею! /Е.Коротаева. – М.: КСП, 2002
12. Леонтьев А.Н. Формирование личности // Психология личности в трудах отечественных психологов - СПб: Изд-во «Питер», 2000.- С. 166-178
13. Максвелл Д. Воспитай в себе лидера / Джон Максвелл. – Минск: Попурри, 2007. – 400с.
14. Менегетти А. Психология лидера. Перевод с итальянского / А. Менегетти. – М.: Онтопсихология , 2007. - 264 с.
15. Павлова О.А. Социально-педагогические условия реализации лидерского потенциала старших подростков во временных детских объединениях: Дис. канд. пед. наук. Кострома, 2004. - 168 с.
16. Пезешкиан Н. Если ты хочешь иметь то, что никогда не имел, тогда сделай то, чего никогда не делал., М.: 2008 (электронная версия)
17. Попов Б. Психологическая подготовка лидера // Кадры предприятия. – 2004. - № 12. - С. 58-63
18. Уманский А.Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства: Автореф. дис. доктора пед. наук. - Кострома, 2004. - 321 с.
19. Фридман М. Искусство и наука стратегии лидерства. Новый подход к корпоративному управлению / М. Фридман. – М.: ГРАНД, 2004. - 271 с.
20. Шалагинова Л.В. Психология лидерства. — СПб.: Речь, 2007. – 464 с.
21. Эдэйр Д. Не боссы, но лидеры. Лестница успеха / Д. Эдэйр. – М.: Фаир-пресс, 2004. - 181с.