Сегодня речь пойдет о психовампирах. И о том, как их вычислить и обезвредить
Каждый из нас хотя бы раз убеждался, что попытки окружающих манипулировать и оказывать давление, влекут за собой потерю нами сосредоточенности и ухудшение физического и эмоционального состояния.
Понимание механизмов манипулирования и умение им противостоять – неотъемлемое качество успешного лидера (и не только). Оно может помочь ему/ей не только, например, на деловых переговорах (если говорить о сфере бизнеса), но также и в коммуникации с начальством (если он сам подчиненный) и с подчиненными (если он сам руководитель).
Таких манипуляторов еще называют психовампирами. Этот термин принадлежит психиатру из Германии, сыну автора метода Позитивной психотерапии – Хамиду Пезешкиану.
В таблице ниже приведены основные виды таких психовампиров-манипуляторов, а также дана информация о том, как их распознать и нейтрализовать:
Вид |
Признаки |
Как с ним справиться |
Вечно недовольный |
Как бы окружающие не старались, они никогда не могут ему угодить. |
Не стоит пытаться ему угождать. Нужно, прежде всего, осознавать свои сильные/слабые стороны. Так у него не будет возможности «подловить» и обесценить вас. |
Спорщик |
Постоянно употребляет высказывание «Да, но…». Т.е. на любые аргументы у него найдется множество контраргументов. |
Лучше всего отставить свою точку зрения, как бы ставя его перед фактом, что будет так-то и так-то, и никак иначе. Это не даст ему шанса снова начать свою игру. |
Страдалец |
Постоянно делает вид, что ему плохо и все должны его утешать и ободрять. К тому же – ни одно начатое дело он не доводит до конца, считая, что все не имеет смысла. |
Как ни парадоксально, но с этим типом надо проявить максимум участия и сострадания. Т.е. – стараться ему как-то помочь и ободрить. Именно это поможет его обезоружить и немного дистанцировать. |
Упрямец |
Не любит перемен, новшеств, инициатив. Делает все по привычной схеме и от других ждет того же. |
Продолжать делать свое в привычной вам манере. Постараться максимально уменьшить общение и взаимодействие с ним. |
Игнорирующий |
Парадокс в том, что он может задать вопрос, но ему не нужен ответ. На это он просто игнорирует собеседника, заставляя его чувствовать себя совершенно незначимым. |
Постараться с ним сразу не «раскрывать объятия». Прежде, чем сближаться, самое оптимальное – осторожно «бросить ему шар доверия». |
Мистер Вежливость |
Навязывает свою помощь другим, но от их помощи отказывается. Постоянно делает вид, что не хочет никого напрягать. |
Тактика взаимодействия амбивалентна. С одной стороны, следует показать, что вы готовы помочь, если нужно. С другой – сразу дать ему понять, что это не регулярно и не в ущерб своим делам. Т.е. здесь стоит выстроить границы. |
Любопытный |
Постоянно вмешивается во всё, считая, что только он знает, как лучше. На деле – только усугубляет. |
Необходимо ограничить распространение той или иной информации. Как и попытки что-либо объяснять. Оптимально выразить свою позицию, например, нейтрально: «Без комментариев». Этого вполне достаточно. |
Тихоня |
Приветливый и добрый с виду, на самом деле – себе на уме, «тихушник». «В тихом омуте…» — это как раз про них. |
Единственная стратегия – это выстраивание границ. Так, чтобы манипулятор не имел возможности вас «зацепить». |
Всезнайка |
Считает себя экспертом, даже если не разбирается в вопросе. Судит обо всем поверхностно, все время раздавая советы. |
Необходимо определить, насколько человек сведущ в той или иной области. Если все же недостаточно, то постараться отказаться от его советов и ограничить его участие, прямо дав понять, что его совет вам сейчас не нужен. |
«Я не виноват» |
Этот тип манипулятора привык перекладывать ответственность на других. Если где-то что-то случилось, то виноват, кто угодно, только не он. |
К сожалению, в этом случае возможно лишь постараться принять его, как есть, т.к. изменить не получится в любом случае. |
На моих тренингах и консультациях участники/клиенты придумывают свои примеры и моделируют ситуации манипулирования и противостояния. Если это тренинг, то каждая группа методом жеребьевки выбирает себе по несколько типов манипуляторов и работает с ними, а уже на итоговом шеринге происходит обмен идеями и предложениями по нейтрализации таких «психовампиров». С клиентами на консультациях мы выполняем это упражнение вместе.
Как правило, для закрепления данного умения я даю простое задание: обнаружить по 5-7 примеров манипулирования в каком-нибудь художественном фильме или книге, а также подумать, как именно подвергнувшийся атаке «психовампира» персонаж мог бы ей противостоять.
Помимо приведенных рекомендаций, полезно также овладеть эмоциональной компетентностью. Это поможет Вам не только управлять своими эмоциями, но и не дать сделать это кому-то другому. Берегите себя!
Не удержалась - вынесла в заголовок фразу из мультфильма про Чебурашку )))
О том, как важно уметь испытывать эмоции и управлять ими
Сказка предназначена для детей с поведенческими проблемами
© Виктория Тимофеева — частный психолог. Политика обработки персональных данных.
© Создано в catchideas.ru