Меню

"Кто я?" - упражнение на самоопределение

Работая с подростками, я довольно часто сталкиваюсь с ситуацией, когда ребята не могут точно сказать, кто они, и как правильно себя позиционировать в коллективе

Бывает так, что кто-то из них оказывается не на своем месте, соответственно, это влияет не только на самовосприятие, но и на личную эффективность. Например, когда классный руководитель назначает старостой класса учащегося, у которого нет каких-то определенных необходимых качеств. Кроме того, если остальной класс не воспринимает его/ее как достойного этой «должности», ситуация влияет на общую атмосферу в коллективе. В этом случае эффективность ученика на посту старосты может быть под большим вопросом. 

Поэтому, на своих тренингах и мастерских, я предлагаю следующее задание*:

Участники делятся на команды, а затем за отведенное время (15-20 минут) им предстоит с помощью заранее заготовленных расходных материалов (чертежная бумага, клей, ножницы, фломастеры) изготовить календарь-кубик с нанесенными на его грани числами. Примерно такой:
cal

Единственное отличие от оригинала – отсутствие детали с обозначением месяцев. Т.е. – необходимо изготовить только сами кубики с цифрами.
Специфика упражнения состоит в том, что:
а) кроме самого задания, участникам не дается никаких инструкций;
б) отсутствует наглядный образец;
в) отсутствует заготовка для изготовления кубика. В распоряжении участников есть только чистые листы бумаги.
Еще одни важный момент – цифры на гранях должны располагаться в определенной последовательности, при этом 6 и 9 – это числовое обозначение одной и той же грани:

sch

Целью данного упражнения является не сам итоговый результат как таковой, а определение участниками своей роли в этом процессе.
В ходе последующего за упражнением шеринга (обратной связи), участникам предлагается поразмышлять над двумя вопросами:
- какую, как им кажется, они выполняли роль внутри своей группы;
- насколько эта ситуативная роль им свойственна в реальной жизни. 
Понимание этих двух моментов дает участникам тренинга возможность осознать, во-первых, кем они являются - лидерами, исполнителями, генераторами идей и т.д., а во-вторых, определить, находятся ли они на своем месте в социуме (например, школьный коллектив) и насколько им в этом комфортно.

 

* Упражнение является моим авторским. Использование и/или копирование – только с письменного разрешения ©