Здесь я описываю четыре самых распространенных мифа о нашей профессии
В России, в отличие от стран Запада, обращение к психологу все еще не настолько востребовано и популярно. Хотя, в крупных городах с этим обстоит проще, нежели где-то в российской глубинке.
И тем не менее, несмотря на все большую востребованность, сама профессия психолога и по сей день порождает различные мифы и вызывает множество вопросов.
В этой публикации я попробую рассмотреть те из них, которые, на мой взгляд, встречаются наиболее часто.
№1
Психолог должен с одного взгляда определять проблему клиента, и за одну сессию ее решать.
Во-первых, стоит понимать, что психолог – не экстрасенс и не волшебник. Поэтому без предварительной, пусть и короткой беседы, он не сможет точно определить, что и как у вас в жизни происходит. А иногда требуется не просто беседа, а обширная диагностика с помощью ряда методик и тестов.
Что касается сроков решения проблем, то этот момент зависит от ряда факторов. И не последнее место в этом ряду занимает само содержание проблемы.
Конечно же, если клиент пришел с очень конкретным и небольшим вопросом, по прошествии одной встречи он вполне может получить ответ. Например, если требуется сделать какой-то выбор между N-числом вариантов. Вместе со специалистом клиент разбирает каждый из них и далее принимает решение. Причем – сам. В задачи психолога не входит принятие решения вместо клиента. Он лишь показывает возможные пути развития событий.
Если же проблема спрятана на ином уровне (прим.: ранее я уже описывала каждый из них – симптомный, конфликтный, структурный), то, разумеется, одной встречей дело не ограничится. Длительность терапии в этом случае будет зависеть и от уровня, на котором дислоцировалась проблема, и от метода, в котором работает специалист.
Так, метод позитивной психотерапии, будучи краткосрочным, предполагает значительно меньший срок, нежели, например, психоанализ. И этот нюанс клиентам тоже стоит учитывать еще на этапе выбора специалиста.
№2
Психолог берет деньги «за болтовню».
Встречаться, чтобы «просто поболтать» – это можно и с подругой за чашкой кофе. Психолог, в свою очередь, выслушивает клиента, пропускает информацию через себя и свои профессиональные «фильтры», анализирует услышанное, помогает клиенту не просто получить сиюминутное временное облегчение, а понять, откуда «ноги растут», как с этим справляться, как предотвратить повтор ситуации... Т.е. - психолог, основываясь на своем профессиональном опыте, помогает найти пути решения проблемы и т.д.
И при этом он остается в своей профессиональной позиции, не сливаясь с ситуацией, и имея поэтому возможность посмотреть на происходящее более объективно, нежели вышеупомянутая подруга.
№3
А почему консультации не бесплатно?
Потому что психолог – это такая же профессия, как и все остальные. И такой же труд, который должен оплачиваться.
Чтобы выйти на свой профессиональный уровень, психолог, прежде всего, получил высшее профильное образование, наверняка после него закончил курсы переподготовки или специализировался в какой-то из терапевтических модальностей (а то и не одной). Плюс к тому – регулярно посещаемые им тренинги, семинары и курсы, позволяющие совершенствоваться в профессии и получать новые знания и навыки. А также - регулярные супервизии и обязательная личная терапия, без которых психолог рискует оказать услуги ненадлежащего качества.
И все эти меры требуют серьезных финансовых вложений. Как и аренда кабинета. Вы бы не пошли к специалисту, который ведет прием где-нибудь в парке на лавочке?! То-то и оно…
№4
У психолога в жизни всё идеально и нет никаких проблем. А если есть, то это не психолог.
Спешу вас разочаровать! Психологи – это такие же люди, как и все остальные.
При такой логике у нас доктора не должны болеть. А у электриков лампочки не имеют права перегорать =))
Психолог, как и другие люди, вполне может испытывать те же эмоции (в т.ч. негативные), может за плечами иметь, например, развод, или еще что-то, что принято априори считать «нельзя-нельзя». И это вполне нормально!
Главное отличие психолога в том, что он осознает свои проблемы и их истоки, и знает, как их «разрулить». Он умеет управлять своими эмоциональными состояниями и контролировать их. И еще много всего, чему он также может научить и своих клиентов.
Где-то я прочитала высказывание "Я психолог только на работе, а дома я - мать, жена и просто человек". Не смогла с этим не согласиться :)
На мой взгляд, именно эти четыре момента встречаются чаще всего.
Если уважаемые коллеги могут привести еще примеры, это можно сделать в комментариях к публикации.
__________
Тел. и W/A: +7 964 779 97 50
e-mail: info@vtimofeeva.ru
Не удержалась - вынесла в заголовок фразу из мультфильма про Чебурашку )))
О том, как важно уметь испытывать эмоции и управлять ими
Сказка предназначена для детей с поведенческими проблемами
© Виктория Тимофеева — частный психолог. Политика обработки персональных данных.
© Создано в catchideas.ru