Меню

Есть ли у меня нужные качества? (упражнение)

Еще одно из упражнений*, в частности, из моего тренинга по лидерским качествам, связано с Метафорическими картами.

Для него можно использовать любую портретную колоду. Я чаще всего использую «Alter Ego», содержащую 104 карты с изображением людей. Например, такие:
ae

В ходе выполнения этого задания, участники тренинга закрытым способом выбирают по одной карте, а затем им необходимо описать того, кто изображен на карте. Само собой, описание подразумевается в контексте темы тренинга, т.е. – затрагиваются лидерские качества. Т.е. каждый участник презентует свою карту, описывая нарисованного человека в плане наличия или отсутствия у него/нее лидерских качеств и того, каким именно лидером изображенный персонаж мог бы быть.

Во второй части этого упражнения участники должны соотнести описанные качества и характеристики с собственной личностью. Т.е. необходимо проанализировать набор имеющихся или отсутствующих у него/нее качеств, которые могли бы помочь, или наоборот – помешать проявить свой потенциал лидера.

По итогам упражнения с метафорическими картами и последующего за ним «мозгового штурма», участники тренинга определяют качества, столь необходимые и важные для лидера. В разных группах они, как правило, немного варьируются, но в основном это такие качества, как:
- смелость;
- решительность;
- инициативность;
- правдивость/честность;
- умение логически и системно мыслить;
- ответственность;
- справедливость;
- интуиция;
- интеллект;
- рассудительность;
- основательность/вдумчивость;
- гибкость;
- целеустремленность;
- уверенность;
- самостоятельность;
- трудолюбие;
- эмпатия;
- умение контролировать эмоции;
- харизматичность;
- сдержанность;
- сосредоточенность;
- внимательность;
- усидчивость;
- тактичность;
- надежность;
- самоорганизация;
- навыки тайм-менеджмента;
- и т.д.

Часть из них мы встречаем в работах германского психиатра, основателя метода Позитивной психотерапии – Носсрата Пезешкиана, который называет их Актуальными Способностями (первичными и вторичными).

Профессор Пезешкиан полагал, что любое присущее человеку качество, даже не самое положительное, может быть использовано как ресурс для саморазвития и самосовершенствования. При этом, упор следует делать не на искоренение негативных качеств, а на развитие позитивных. Тогда негативные сами собой компенсируются и отходят на задний план. Человек одновременно научается ими управлять и их контролировать.

Также он считал, что если уделить должное внимание развитию именно вторичных актуальных способностей (которые являются приобретенными и развиваются в течение жизни), то произойдет автоматическое урегулирование нежелательных качеств. Т.е. они перестанут быть столь явно и часто выражены.  

Работая с МАК, мы можем не только рефлексировать на тему наличия или отсутствия тех или иных качеств, но также пофантазировать на тему, какие личностные качества проявляет изображенный персонаж, и какие ему нужны, чтобы, например, нейтрализовать/компенсировать отрицательные качества.

В отдельных случаях рефлексия может быть довольно продолжительной (например, неделю). И тогда можно отследить не только сам факт наличия/отсутствия качеств, но и их динамику.
Похожее упражнение мне довелось выполнять в 2016 году на румынской летней школе по позитивной психотерапии. Несмотря на то, что тема школы была посвящена не личностным качествам, а сексуальности, само упражнение оказалось очень интересным и эффективным. Правда, там использовали не метафорические карты, а одну из игровых колод Dixit. Моя карта для рефлексии была вот такой: 

sex

На протяжении всей летней школы, а это почти неделя, я и другие участники рефлексировали каждый над своей картой, отслеживали динамику, открывали для себя что-то новое, а в последний день была возможность поделиться своими открытиями с группой.
Весьма любопытно, как по-разному одна и та же карта может восприниматься с течением времени. Даже сейчас, спустя два года после летней школы, я периодически нахожу в ней что-то такое, чего не видела раньше...  

 

* Использование и/или копирование приведенного упражнения – только с письменного разрешения ©

__________
Готовится к выходу моя авторская колода МАК "Дай лапу, друг!", посвященная эмоциям и работе с ними. Следите за новостями! :)