Меню

Любые эмоции имеют право на жизнь!

Как мы знаем, базовых эмоций всего семь

Как мы знаем, базовых эмоций всего семь: страх, гнев, радость, презрение, удивление, отвращение и грусть. Именно они считаются основными, хотя каждая из них имеет свои тона и полутона.

При этом в нашем обществе принято считать, что негативные эмоции неправильны, их нельзя испытывать. И не только нельзя, но просто стыдно и неприлично. Поэтому принято их загонять глубоко внутрь, чтобы не показывать окружающим. Тут я часто привожу в пример пружину. Ее может сжать и скрутить только до определенного момента. А потом она вылетает из рук и бьет – самого человека, кого-то из окружающих, или всех сразу. Знакомо? Думаю, да.

С эмоциями точно так же. До какого-то момента они еще могут быть «законсервированы» внутри нас. Но однажды что-то такое происходит, и, подобно вырвавшейся из рук пружине, эмоции бьют. Бьют сильно и больно. При этом эмоциональный всплеск либо направлен на кого-то (и страдают отношения с этим человеком), либо эмоции обращены на самого человека (и тогда это выливается в сильнейшую психосоматику). Либо и то, и другое.

Да, эмоции можно и нужно сдерживать. Точнее не сдерживать – а контролировать их проявление, уметь перерабатывать и нейтрализовать высокий «градус» их накала. И речь не только об эмоциях со знаком «-», но и со знаком «+». Да-да! Если мы не можем совладать, например, с бурным восторгом, то потом, когда он иссякнет само по себе, мы можем чувствовать внутреннее опустошение. Это связано с тем, что вся наша энергия ушла на переработку эмоции.

И это не очень здорово. Потому что всякий раз придется восстанавливаться. Поэтому важно научиться не только отслеживать свои эмоциональные реакции, но и правильно их проживать. Причем, не какие-то отдельные и «неправильные» (т.е. социально не одобряемые), а все.

«Мальчики не плачут!», «Не злись, ты же девочка!»… именно этому каждого из нас учат с самого детства. И тут-то как раз и кроется большая ловушка. Потому что все это делается только для того, чтобы дети были, так сказать, удобными, не позорили родителей и т.д.

Иными словами – о самих детях тут никто и не думает. В итоге получается то, что непроработанные и не выплеснутые эмоции накапливаются внутри и действуют как бомба замедленного действия. Последствия тоже могут быть самыми разными – от самоповреждений и суицидальных попыток, до направленной на других агрессии, девиантного поведения и т.д.

Именно поэтому я хочу еще раз подчеркнуть: любой человек, независимо от пола и статуса имеет право на любую эмоцию. Только нужно научиться их правильно выражать и вовремя замечать. Если не получается самостоятельно, можно обратиться к специалисту. Или использовать метафорические карты. Например, я предлагаю использовать приведенные ниже упражнения*:

Упражнение «Что? Где? Когда?»

Выбрав от одной до трех карт, клиент описывает, что он в них видит и соотносит со своим эмоциональным состоянием и переживаниями в настоящий момент, или относительно какой-то беспокоящей ситуации из прошлого.

Помочь в этом могут, например, следующие вопросы:

что изображено на карте?
как чувствует себя герой?
что ему сейчас хочется или нужно?
кто может ему помочь в этом?
насколько этот персонаж похож на Вас?
как его эмоциональное состояние и настроение соотносится с Вашим в данный момент?
что Вы чувствуете, глядя на него?
что бы Вам хотелось сделать?
можете ли Вы сделать то же самое для себя?
что будет, когда Вы это сделаете?
Карты желательно выбирать закрытым способом. Если у клиента возникают трудности с интерпретацией, допускается взять дополнительно еще одну проясняющую карту.

Упражнение «Мое настроение»

Упражнение предназначено для проработки отрицательных эмоциональных состояний и трансформации их в положительные. Здесь клиент не просто с помощью карт описывает свое текущее настроение и состояние, но также моделирует желаемое. Например, он выбрал карты, отражающие его грусть или злость. После активации карты (или нескольких) и прояснения их внутреннего содержания, клиенту предлагается выбрать ту или те карты, которые отражали бы желаемое настроение – радость, спокойствие и т.д. А затем, самостоятельно или с помощью психолога, клиент должен придумать 5-7 несложных практических шагов, проделав которые, он может получить желаемое эмоциональное состояние. Предполагается, что после выполнения всех пунктов, его настроение сменится от негативного на положительное. Обратите внимание: Карты выбираются в открытую и только для прояснения текущего и формулировки желаемого состояний. Дальнейшие шаги-действия клиент не видит в выбранных им картах, а прописывает самостоятельно, анализируя и продумывая.

Упражнение «Я не трус, но я боюсь»

Главная цель этого упражнения – проработка страха, чтобы он не только перестал быть помехой на пути к достижению цели, но также стал «опредмеченным», более понятным и управляемым.

Клиент закрытым способом выбирает три карты, символизирующие то, что его пугает. А затем на каждую из выбранных карт он должен выбрать по десять (не меньше!) карт-ресурсов, которые дадут ему подсказки как именно он будет преодолевать свой страх на пути к цели. Карты-ресурсы выбираются как открытым, так и закрытым (предпочтительнее) способом. По этому же принципу можно работать и с другими эмоциями, которые принято считать негативными.

Помимо метафорических карт, целесообразно начать вести «Дневник эмоций»Т.е. каждый день, на протяжении года (в лайт-версии – на протяжении месяца) клиент записывает ключевые эмоциональные переживания (как негативные, так и позитивные), которые с ним случились в конкретный день, отмечает, что именно послужило триггером для той или иной эмоции, фиксирует его реакцию на ту или иную эмоцию, а также, если вдруг что-то в ней не устраивает, может придумать альтернативные способы реагирования.

Форма ведения дневника – любая. Это может быть мини-эссе, табличка с соответствующими колонками, диаграммы, рисунки и т.д. Главное, что при выполнении этого упражнения, клиент погружается в эмоцию, и в момент анализа проживает ее уже осознанно.

Самый важный момент в этом упражнении – никакой критики! Даже если случилось так, что замеченная эмоция (или несколько) окрашены в негативные тона, ни в коем случае не ругаем себя, не критикуем и не занимаемся самобичеванием. В процессе «прокачки» эмоций важно фокусироваться на самом процессе, а не на том, как и где он может проявиться. Т.е. – фиксируем только сухие факты: ситуация – эмоция – альтернативы.

В среднем, как и с выработкой новой привычки, на «приручение» эмоции уходит от 21 до 60 дней. Т.е. – за год можно в неторопливом режиме спокойно овладеть всеми семью базовыми эмоциями. А со временем, когда начнет получаться быстрее и лучше, можно одновременно работать сразу над несколькими и освоить не только базовые, но и «оттеночные» эмоции.

Помните, любые эмоции имеют право на жизнь! Главное – знать, как их «приручить»!

С уважением, 
ваша позитум-коуч
Виктория Тимофеева

 

Любые эмоции имеют право на жизнь

 


P.S.1 
Эти и другие упражнения описаны в моей книге


P.S.2
Инструментарий (мои колоды МАК и книгу) вы можете посмотреть и приобрести как напрямую, так в т.ч. в интернет-магазине Macards.